Новости
Денис Самойлов: "Я рубаха-парень без всяких масок и образов, простой, добрый и открытый"
Футболист Денис Самойлов оказался в интересной ситуации. Красноярский «Енисей», которому принадлежат права на игрока, отдал его в аренду в «Тюмень» перед началом сезона. Как тогда многим думалось, в более слабую команду. В итоге сейчас «Тюмень» находится выше в турнирной таблице, чем красноярский клуб. А Самойлов достиг значительного прогресса за последние полгода. Скорее всего, в «Енисее» сейчас кусают локти, что отпустили такого классного футболиста.
В своей тарелке
– Есть две стороны медали, – делится впечатлениями центральный полузащитник. – Когда меня отдавали в аренду, никто не знал, что так получится. Мне же была нужна игровая практика. На бумаге «Тюмень» считалась аутсайдером. Но я очень благодарен, что переход состоялся именно в эту команду. Я попал в то русло, в тот коллектив, к тому тренеру (Игорю Анатольевичу Меньщикову), который мне доверяет. Здесь я могу расти, раскрывать свой потенциал. С другой стороны, в Красноярске за мной наблюдают, поддерживают меня. Они видят, что я значительно прибавил. Ни в коем случае, не сожалеют, а искренне радуются, что помогли оказаться в «Тюмени».
– За счёт чего вы добились такого прогресса?
– За счёт желания, стремления. Большую роль в нашем результате играют тренеры, коллектив, без них прогресса не добиться. Когда тебе доверяют, то, наоборот, хочется достать из себя все резервы, даже больше, чем у тебя есть. Бывают такие матчи, когда тяжело, но после перерыва появляется второе дыхание. При этом игра не через не могу, а в удовольствие.
– Что касается наставника, может быть, он что-то привнёс в вашу игру, поменял что-то в тактике?
– У «Енисея» – другая схема. В центре поля там всегда ромб был: один опорник, два инсайда и «десятка». Играли в полуфланги, не требовалось разворотов мяча. Здесь мы действуем строго 4-4-2. Игорь Анатольевич часто требует, чтобы центральные полузащитники меняли вектор атаки. Поначалу не понимал этот стиль, потому что никогда не играл по такой тактике. Но коуч всегда проводит разборы матчей на теории. Мы смотрим видео, он много объясняет. С помощью таких диалогов, напутствий Игорь Анатольевич внёс большой вклад в моё развитие, за что я ему очень благодарен. Наверное, так и должен тренер себя вести: говорить о недочётах, исправлять их. Да, он много повторяется, но, всё потому, что есть такие ошибки, которые мы постоянно совершаем.
– Игорь Меньщиков вам напоминает кого-то из топовых тренеров?
– У него около 500 матчей в чемпионатах СССР и России на самом высоком уровне. Когда сидим на занятиях всей командой, а он делится опытом, это очень приятно. Чувствуется, с какой теплотой и отдачей тренер это всё говорит. Хочет вложить в нас частичку себя. Может быть, Игорь Анатольевич какие-то свои личные амбиции не реализовал во времена игровой карьеры, хочет сейчас это сделать как наставник, как отец. И он располагает к себе всю команду.
– В «Енисее» вам, прежде всего, не хватало именно доверия со стороны тренеров?
– Со всеми наставниками были хорошие отношения. Я всегда трудился, стремился развиваться. Но мне почему-то не давали раскрыть полностью свой потенциал. Я даже много выступал за вторую команду. Сам туда просился. Мне никогда не было зазорно спуститься вниз. Это ещё больше ответственности, психология. Ты приходишь из главной команды. Предполагаешь, что всё будет легко. Но легко не бывает. В дубле я себя чувствовал лидером, был капитаном.
В основе же мне так не доверяли, поэтому не играл с холодной головой в первой лиге. Всё время что-то хотел доказать тренерам. Но при этом отмечу, что в Красноярске у меня были прекрасные партнёры по команде – всегда меня поддерживали.
Перешёл в «Тюмень», чувствую себя, как в своей тарелке. Болельщики здесь, кстати, тоже потрясающие. У меня всегда с ними хорошие взаимоотношения, как и в «Енисее».
Сычёв, 11 лет спустя…
– Как думаете, с чем связана народная любовь?
– Я так воспитан, всегда открыт. Уделяю внимание ребятишкам, которые хотят со мной сфотографироваться, взять автограф. Сам когда-то был ребёнком, подавал мячи игрокам. Приятные эмоции, когда к тебе в таком возрасте подходит взрослый футболист. В голове откладывается, когда к тебе с добром относятся.
Наверное, самый памятный случай в моей жизни произошёл в 2011 году. Мне было 11 лет. В Красноярск приехал московский «Локомотив» на матч Кубка России, большой праздник в городе. Я подавал мячи. «Локомотив» победил – 2:0. У них был очень сильный состав. Гилерме, Майкон, Дмитрий Сычёв, Дмитрий Лоськов – легенды российского футбола. Сычёв подарил мне майку после матча.
А в прошлом году уже делегация РФС (Российский футбольный союз – К.Л.) приезжала в Красноярск. Они проводили какое-то мероприятие для детишек в манеже. Наша встреча с Сычёвым состоялась 12 лет спустя. Мы пожали друг другу руки, вспомнили тот эпизод, я показал тот самый снимок. Мы сфотографировались с Дмитрием ещё раз.
– Раз речь зашла о «Локомотиве», вам, наверное, часто говорят, что вы очень похожи на другого футболиста железнодорожников?
– Да, на Дениса Глушакова. Ещё в «Енисее» на это обращали внимание, что у нас схожая и манера игры, и бег. Приятно, конечно, что сравнивают с таким футболистом. Столько матчей в чемпионате России (376), много красивых голов, топовый игрок, капитан «Спартака». Хочется на него равняться, чтобы получилась такая же карьера. Много интервью с ним читал, следил за тем, как развивался его футбольный путь. Он начинал с низов и добился высоких результатов.
– Можно сказать, что Глушаков был кумиром для вас? Кто вам вообще нравится из игроков вашего амплуа?
– Фрэнк Лэмпард. Моя первая футболка была именно с его фамилией. В детстве болел за «Челси». Мне импонировало, как Лэмпард вёл игру. Из российских футболистов симпатизировал Андрею Аршавину и Игорю Денисову.
– Кстати, на последнего вы тоже похожи, не находите?
– Меня подкупало в Денисове, что он прирождённый лидер. Готов всего себя был отдать на футбольном поле ради победы.
– У Денисова обострённое чувство справедливости. Для вас это свойственно? Может быть, так же достаётся партнёрам, когда кто-то недорабатывает на поле, не отдаётся игре до конца?
– Сейчас у меня более размеренные эмоции. Хочется играть в футбол, когда мы контролируем мяч, когда нам удаётся быстрый выход из обороны в атаку. Когда всё красиво, тонко, публике это тоже нравится. Когда что-то не удаётся, ты начинаешь нервничать. Думаешь, можно было бы получше сыграть. На такие простые ошибки тратится много эмоций. Но потом, конечно, никаких обид не остаётся. У нас очень сплоченный коллектив.
Пельмени у Печенкиных
– Почему так получается, что вы для этого делаете?
– Например, общаемся семьями. Часто собираемся вместе, с жёнами, подругами. И наши вторые половинки дружат между собой. Они встречаются порой и без нас. Когда у нас выезд, то они дома у Никиты Печенкина. Что-то готовят, кушают, смотрят наши матчи, болеют за нас. Потом присылают нам фотки. У них тоже сплочённый женский коллектив.
– Почему собираются именно у Печенкина?
– У него жена очень гостеприимная. Они всех как-то раз позвали. Потом это стало традицией.
– Когда ваши супруги собираются вместе, что они готовят, может быть, есть какое-то любимое блюдо?
– Сами лепят пельмени, заказывают роллы, пиццу. Считаю, что такая и должна быть обстановка в хорошем коллективе. Это тоже влияет на результат. В футболе мелочей не бывает.
Рождённый 9 мая
– Что ещё помогает поддерживать вам такую замечательную атмосферу внутри команды? Такое есть не во всех клубах.
– В 9 утра у нас завтрак на базе. Кушаем все вместе. Конечно, тяжело вставать в такое раннее время, зато единым коллективом. Обедаем и ужинаем тоже вместе.
Атмосфера в раздевалке не менее важна. Антон Кобялко – душа нашего коллектива. Ему уже 37 лет, но юношеский азарт никуда не делся. Мы, молодые ребята, соперничаем с ним, а у него, как будто бесконечный запал. С его юмора и начинается наш день.
И перед матчами мы все на базе собираемся. Шутим, смеёмся, играем в настольные игры в свободное время. Кто умеет – рубятся в покер. Это всё делается для того, чтобы вместе проводить время, быть одной командой. Вроде бы, мелочи, но ты понимаешь, что становишься ближе к ребятам. Топ-фактор всех наших побед – то, как мы относимся друг к другу с большим уважением. Мы даже выходные вместе проводим. Ходим в банный комплекс «Городские парильни», например. Это просто лучшее, что есть в этой сфере. Разве что с ними сравнятся «Сандуновские бани» в Москве.
Летом выезжали на шашлыки, на озёра. Кстати, так и зародились наши командные традиции. Тут реально классно. Все добрые, улыбчивые, нет никакого напряга.
– Какие у вас любимые настольные игры?
– Недавно играли в бильярд, в боулинг, тоже всем коллективом, с жёнами, с подругами. Покер – в ходу. Я сам играть в него не умею, но за столом интересно посмотреть, понаблюдать. Там такие байки травят.
– Кто у вас лучший в этих забавах?
– Паша Шадрин в покере хорош. В боулинг неплохо играют Виталя Шитов, Кобяла, конечно, сто процентов. Он и в бильярде здорово себя проявляет. Да он везде номер один. Во всем хочет быть победителем. Лидер по жизни. Его сложно в чём-то превзойти. Кобялко по натуре родился чемпионом, такое чувство, что 9 мая появился на свет (на самом деле – 14 мая – К.Л.). Знаешь, что в любую секунду ты можешь опереться на его плечо и подставить своё. Он большую роль играет в раздевалке «Тюмени». Даёт пример нам, молодёжи, как надо относиться к себе. Никогда не халтурит, тренируется на 200 процентов. Дорогого стоит, что у тебя есть такой старший товарищ, который хочет, чтобы ты тоже прогрессировал.
– Ещё Антон отличается неиссякаемым чувством юмора. Острослов, хохмач, балагур. Это всё про него. Расскажите какие-нибудь истории о нём?
– У него каждый день разные шутки. Почти каждое слово – юмористическая бомба. Находиться в одной команде с этим человеком – большое счастье. В «Енисее» есть такой же футболист, примерно того же возраста – Николай Марков (ему 38 лет, Кобялко – 37 – К.Л.). Марков поиграл на высоком уровне – в «Краснодаре». Они очень схожи с Антоном по характеру. Здорово, что в моей карьере повстречались такие люди. Хочется приходить на тренировки хотя бы для того, чтобы утро начиналось ярко. Это дорогого стоит. Куда мы ни придём, он всегда и везде делает атмосферу. Просто человек-шоу.
Бархатная революция
– Для вас стало сюрпризом, что «Тюмень» находится в верхней части турнирной таблицы? Просто по данным портала transfermarkt.de чёрно-белые на 15-м месте из 18-ти клубов по стоимости составов, при этом занимают четвёртое место. Это если бы сейчас, условно говоря, в премьер-лиге наверху был бы «Оренбург».
– Это же всё на тоненького. Сначала притирались друг к другу. Раз, первая игра – победили «Химки». Дальше пошло-поехало. Потом мы оперились, стали увереннее в себе, победы вошли в привычку. Со временем поняли, что можно играть со всеми. Главное – получать удовольствие от футбола в каждом матче. Понятно, иногда что-то не получается. Но тогда включается желание победить.
Для большинства в нашей команды играть в первой лиге в новинку. И если быть объективным, то, конечно, не ожидали такого поворота событий. Сейчас, когда уже закончилась первая часть чемпионата, это можно назвать закономерностью. У нас выработался рисунок игры, появились отработанные взаимодействия на тренировках. Да, мы всех удивили, подняли большой шум. О нас все говорят, все пишут. Но это только начало, ещё ничего не сделано. Весной предстоит большой путь. Раз мы задрали такую высокую планку, значит, надо оставаться на вершине.
– В ФНЛ, такое ощущение, голы командам даются с большим трудом. Это действительно очень тяжёлая лига?
– Я играл против команд премьер-лиги в Кубке России. С ними значительно легче, чем против клубов первого дивизиона. В ФНЛ много борьбы, приличный уровень сопротивления, полно, как молодых амбициозных футболистов, так и опытных ребят, которые достаточно сильны во многих компонентах. Обыграть кого-то на одной ноге не получится. Каждый, в первую очередь, заряжен на оборону. Чтобы здесь забить гол, нужно чуточку везения, быть на шаг впереди. Мы тратим на это много сил и энергии. Когда зарабатываешь эти три очка, понимаешь, что они дорогого стоят. Первая лига, прежде всего, борьба, физика, сила, самоотдача, но, порой, конечно, мало футбола.
– Можно ли сказать, что «Тюмень», благодаря своему стилю, устраивает некую бархатную революцию в первом дивизионе? Вы и «Акрон» делаете лигу более атакующей и зрелищной.
– Наверное, да. Болельщики приходят же смотреть не на борьбу, а на футбол. Плюс тебе самому приятно, когда говорят, что ты не выходишь на поле обороняться, а показываешь комбинационный стиль. Ещё мне нравится, как играет тульский «Арсенал». Начали не очень хорошо, а сейчас они тоже идут в лидерах.
«Не хочу летать по ковру»
– Как вы вообще оказались в футболе? Удивительно, что уроженец столицы Восточной Сибири выбрал летний вид спорта, а не популярный у вас хоккей с мячом или хоккей с шайбой?
– У меня отец был хоккеистом, закончил из-за травмы. Он отдал старшего брата на футбол. А я всё время находился рядом, мячи ему подавал. И брат привил мне эту любовь, потому что постоянно бегал с мячом во дворе, тыркал его. Когда мне исполнилось 6, отец отвёл меня к этому же тренеру, у кого занимался брат. Там тренировались ребята старше меня на 3-4 года. Так начался мой футбольный путь. В 9 лет на каком-то турнире я получил титул лучшего игрока. Потом в 15 меня забрали в дубль «Енисея». И уже в 16 я поехал на предсезонный турнир – Кубок ФНЛ на Кипр.
– Не было желания поменять вид спорта?
– Я в хоккей с мячом хотел играть, потому что брат этим видом спорта тоже занимался. В итоге он ни там, ни там себя не нашёл, хотя начинал хорошо. Отец всегда брал нас на каток. Мы зимой стабильно рубились в хоккей с мячом. Очень нравится эта дисциплина. Когда приезжаю в Красноярск, всегда идём на бенди. Это семейная традиция. Здесь в Тюмени ещё и шайбу полюбил. Хоккей мне нравился, но желания куда-то уйти из футбола не было. Я помню каждое соревнование в моём виде спорта. Когда становлюсь старше, с большой теплотой вспоминаю этот период в жизни – первые шаги.
Наверное, самый памятный случился однажды в конце декабря на новогоднем турнире в манеже. В составе екатеринбургского «Урала» туда приезжал Евгений Татаринов (нынешний форвард ФК «Тюмень» – К.Л.). Тогда «Енисей» взял первое место, а я стал лучшим бомбардиром. После этого меня и пригласили в главную команду, как раз на Кубок ФНЛ. И не просто дублёром, просиживающим штаны на скамейке запасных. Сыграл тогда 3 матча. Это было что-то космическое.
– Если вернуться к другим видам спорта, то не было желания организовать досуг уже здесь в Тюмени, сагитировать партнёров по команде сыграть в ваш любимый хоккей с мячом?
– Вместе отдохнуть – всегда пожалуйста, но хоккей – нет. Это же риск получить травму. Мне, кстати, очень мини-футбол понравился. Я тепло общаюсь с ребятами из МФК «Тюмень». Хотел бы, чтобы нам организовали какой-нибудь матч, чтобы мы сыграли друг против друга, и в футбол, и в футзал, чтобы и болельщики пришли тоже. Было бы такое топ-событие, и энергетика, и картинка, настоящее шоу. И спортсмены бы сблизились.
– Вы впервые вживую увидели футзал в Тюмени? Чем он вас зацепил?
– Всё так компактно, стремительно. Мяч быстрее ходит, постоянная смена игроков. Завораживает весь этот процесс. МФК «Тюмень» тогда обыграл новосибирский «Сибиряк» в Кубке России – 2:0. И болельщиков много пришло. Чувствуется, что в Тюмени любят спорт. Тёплая была атмосфера на арене. Мне всё понравилось. Я тогда и на хоккей пошёл ещё, а «Рубин» победил.
– С кем вы сблизились больше всего из мини-футбольного клуба?
– С Камилем Герейхановым, Азизом Муждаковым. Вместе собираемся покушать, в баню сходить попариться, чат у нас есть общий. Отличное приятное знакомство, когда можно что-то обсудить, вместе досуг провести.
– Кроме спорта чем-то увлекаетесь?
– В чём только я ни пытался себя найти. Но спорт не отпускает. Ну, ещё тренажёрный зал люблю. В Красноярске на борьбу часто хожу, смешанные единоборства обожаю. Сами видите, спорт – моё единственное хобби.
– Мне показалось, или вы действительно разговариваете с кавказским акцентом?
– Наверное, дело в том, что у меня большой круг общения – ребята с Кавказа. И в Красноярске, и в Дагестане, и в Чечне. Они все занимаются единоборствами. Рад, что у меня такие товарищи. Я вырос, можно сказать, с ними. Раз так, то, возможно, их невольно копирую. Но это происходит неосознанно. Многие в разговоре со мной на это обращают внимание. Сам русский, а акцент нерусский. Тренер тоже шутил перед матчем с «Динамо-Махачкала», мол, сейчас поедем к твоим братьям в Дагестан.
– То есть, вероятность, что вы могли стать не футболистом, а борцом, была?
– Да я ходил на борьбу, но потом понял, что не хочу летать по ковру. Лучше буду в футбол играть. Это тоже тяжёлый вид спорта. Но в то же время мне безумно нравится наблюдать за единоборствами: UFC, борьба вольная, греко-римская.
Малахов так и не дождался…
– Вы производите впечатление весёлого, общительного парня, души компании, рубахи-парня без камня за пазухой. Вы такой и есть?
– Я с детства рубаха-парень. Мама тоже так говорит. Во всех коллективах мне всегда было легко. Со всеми находил общий язык. Стараюсь, где бы ни играл, быть с ребятами на связи. В кругу друзей, знакомых я всегда такой, какой есть, без масок и образов. Простой, добрый, открытый парень.
– В Википедии описан случай, когда вы в 2016 году спасли пенсионерку от грабителей, которые пытались отобрать у неё сумку. Даже получили за этот поступок нагрудный знак «Горячее сердце». Расскажите подробнее об этом случае.
– Как сейчас помню, зашёл к бабушке после школы. Рядом с её домом – почта. Смотрю какая-то бабулька стоит. На тот момент, мне как будто с неба подсказали, что сейчас произойдёт что-то плохое. Рядом с ней ещё двое ребят каких-то тусовались. Я направился в свою сторону. Потом вдруг метров через сто решил оглянуться, а они её повалили и бьют. Бабушка сумку не отдаёт, сильно вцепилась, ветеран войны. Я закричал, чтобы они её отпустили. А те сумку всё-таки вырвали, четыре пальца ей сломали. В итоге я одного злоумышленника догнал, ну того, кто сумку схватил. Не знаю, что мной двигало. Как будто в меня какой-то дух вселился. Я этого негодяя побил немножко, сумку забрал.
Потом позвонил отцу, это происходило в пяти минутах от дома. Там рядом находился полицейский участок, папа его туда отвёл.
Оказалось, что я раскрыл серию преступлений, их было 8 или 9 эпизодов. Этих бандитов долго искали, они ночью девушек грабили. Позже пришёл на опознание. У меня душа разрывалась, я расплакался там. Потом я получил награду. Меня даже звали на разные передачи, типа «Пусть говорят». Но я отказался, это всё не для ордена делал, просто так воспитан. Не смог бы пройти мимо. И сейчас тоже. Хотя кто знает, что у этого подонка с собой было.
– У вас не сработал инстинкт самосохранения? Их несколько, вы один, вам 16 лет…
– Мама мне задала вопрос, мол, сынок, а если бы ножом, не дай Бог, тебя полоснули? А я даже не думал на тот момент, что могло такое случиться. Вообще мозг отключился.
Остаться в Тюмени
– У вас арендное соглашение с «Тюменью» до мая следующего года. Вы остаётесь в команде до конца сезона? После завершения чемпионата вернётесь в «Енисей»? Чего хотите вы сами?
– Я безумно счастлив находиться в «Тюмени». У меня здесь всё прекрасно. Никуда не хочется уходить. Да, могут забрать зимой. Но хотелось бы, чтобы клубы нашли какой-то компромисс. Не хочется возвращаться в «Енисей» и снова оказаться в запасе. Есть желание продолжить карьеру в «Тюмени», радовать болельщиков, побеждать здесь от матча к матчу. Хочется отдать все силы ради попадания в РПЛ, это же заветная мечта для каждого российского футболиста.
Константин ЛУБИН, "Спортивный меридиан"
ФОТО Виктории Ющенко