Игорь Меньщиков: «Здорово, когда сочетается два в одном - замечательный игрок и хороший человек»

Что получится, если скрестить ежа с ужом? Три метра колючей проволоки. А что будет, если совместить концепции футбольных специалистов Хосепа Гвардиолы и Юргена Клоппа? ФК «Тюмень» Игоря Меньщикова. Игорю Анатольевичу нравится стиль игры этих тренеров. И, как показывает практика, выходит неплохо. С учётом уровня соревнований, конечно. Чёрно-белые уверенно победили в группе 4 второй лиги. Теперь совмещать концепцию Клоппа и Гвардиолы Меньщиков будет уже в другом турнире…

И на нашей улице праздник

— Игорь Антольевич, наверное, самый главный и яркий момент завершившегося сезона, это окончание, как потом выяснилось, «золотого» матча против «Амкара-Перми» на выезде. После него стало понятно, «Тюмень» — в первой лиге. Какие мысли тогда пронеслись в вашей голове?

— Никаких эмоций. Просто опустошение. Хотелось радоваться, а сил не было. Осознание пришло только дня через два, когда вернулись в Тюмень, всё проанализировали, переосмыслили. Тогда я реально понял, что на нашей улице праздник.

— Меня поразила, уже после домашней игры с «Челябинском», когда награждали команду, ваша улыбка во всё лицо. Ни разу не видел вас таким сияющим за все 3,5 года, что вы у руля «Тюмени». Можно ли сказать, что этот момент лучший в вашей жизни?

— Что касается спорта, то памятен 2019 год, когда волгоградский «Ротор» ушёл на зимнюю паузу в ФНЛ на первом месте. С «Тюменью» же была долгожданная победа, к которой мы шли три года, и, наконец, пришли.

— А вдруг, так нужно было? Успех же более ценен, когда он выстрадан?

— Возможно. Давайте не забывать, что во второй лиге нам всегда попадались достойные конкуренты. Если брать статистику по всем трём сезонам, то мы самая стабильная команда. При этом не скажу, что у нас наибольший бюджет или самые лучшие условия. По зарплатам, премиям, всего, что касается финансовой составляющей, мы не на первом месте.

«Психануть» и уволить

— Удивляет, что на пресс-конференциях вы спокойны, как удав. Но в раздевалке в перерыве матчей вы можете и голос повысить, «напихать» игрокам в случае необходимости.

— С возрастом привык к вопросам на пресс-конференциях. Там неправильно говорить о персоналиях, о конкретных футболистах. Можешь сгоряча что-то сказать, кого-то обидеть. Это не в моём стиле, не люблю это делать. Держу себя в руках, я же лицо команды.

— Были порывы поддаться эмоциям, уйти в отставку после каких-то неудач?

— Да, после встречи с «Ладой-Димитровград» (последняя игра сезона 2020/2021, «Тюмень» вела 2:0, но матч завершился вничью 2:2, хотя волжане остались в меньшинстве. В результате наша команда не вышла в первую лигу — К.Л.).

— Что вас удержало от импульсивного шага?

— Время, плюс руководители. Директор клуба Александр Валентинович Попов тоже мог «психануть» и уволить меня. Плюс его заместитель Алексей Александрович Харламов меня успокоил после финального свистка. Он сказал: «Анатольич, не спеши, подумай, остынь, потом примешь решение». В том, что я остался, есть его заслуга. Я был тогда расстроен, опустошён. Первые слова, которые произнёс после той досадной ничьи: «Мне надо отдохнуть, я выгорел». Хорошо, что все мы не наломали дров. И за это я благодарен Александру Валентиновичу, что терпел меня и, наконец-то, дотерпел.

Мы, тренеры, тонкие натуры

— Тренеры — люди публичные. Нагрузки, критика, постоянное нахождение в центре внимания, стресс. Есть какие-то рецепты, способы, как с этим справляться?

— Во-первых, мне помогает семья. Очень много времени провожу с супругой, с детьми, ещё у нас есть маленькая собачка, породы шпиц. Они все меня поддерживают. Могу с уверенностью сказать, что у меня надёжный тыл. Во-вторых, природа и спорт. Люблю играть в большой теннис. В общем, периодически необходима перезагрузка и смена обстановки.

— А футбол снимает стресс, как говорится, клин клином?

— Да, он меня успокаивает, это, своего рода, медитация. Смотрю много матчей, порой даже не как профессионал, а как болельщик. Начинаю размышлять о чём-то постороннем, и мои проблемы уходят на второй план.

— То есть, в таких ситуациях вы не включаете тренера и не начинаете всё подробно анализировать?

— Иногда случается.

— На работе — футбол, дома — то же самое. Например, моя жена меня не понимает в этом вопросе, когда я после трудового дня сажусь за просмотр какого-нибудь матча. Как реагирует ваша супруга на то, что вы и домой работу тащите, что называется?

— Сейчас уже привыкла. Бывает, иногда недоумевает, как можно сутками смотреть футбол. А я ей отвечаю: «А как можно сутками смотреть какие-нибудь женские передачи?»

— Вы за многие годы совместной жизни ещё не перетянули супругу на свою сторону? Она не начала разбираться в футболе?

— Она любит эту игру, ходит на все матчи «Тюмени». А зачем ей разбираться в теме досконально? Ни к чему дискуссии по этому поводу, нам не нужны ссоры в семье. Мы, тренеры, тонкие натуры.

Карпов VS Балотелли

— Значит, всё-таки можно вывести вас из равновесия?

— Да. Больше всего раздражают не какие-то технические, тактические пробелы, а то, когда человек не выкладывается на поле. Когда прихожу в какую-то команду, первым делом говорю ребятам: «Мы можем проиграть, что-то может не получаться, но мы всегда обязаны отдаваться футболу на сто процентов». Потому сразу предупреждаю: «Если не хотите, что-то не устраивает, болит, лучше не выходите на поле. А если вышли, то будьте готовы жизнь отдать в каждой игре, тогда и результат появится».

— Допустим, обнаружили в своём коллективе такого человека, который не выкладывается на полную, что тогда?

— Он перестанет попадать в состав.

— У него даже не появится возможности реабилитироваться?

— Появится. Однозначно, у человека есть право на ошибку.

— А ещё есть такой тип футболиста, которого хорошо описал Жозе Моуриньо. Португалец однажды рассказал, что всю установку в перерыве матча Лиги чемпионов потратил на то, чтобы Марио Балотелли не получил вторую жёлтую карточку. А он схватил ещё один горчичник уже на 46-й минуте. В вашей карьере были такие субъекты, способные довести тренера до седых волос?

— Не буду называть фамилий, но они есть в каждом клубе.

— Разгильдяи, неуправляемые люди?

— Ни то, ни другое. Невнимательные, не могут сфокусироваться на чём-то конкретном, не в состоянии совладать со своими эмоциями. Это, конечно, больше касается молодых ребят, чем опытных. Вспомните злополучный матч с «КамАЗом» в Набережных Челнах (сезон 2020/2021, поражение «Тюмени» — 0:3 — К.Л.). У нас тогда удалили двоих в первом тайме. Кто заработал красные карточки? Молодые Данил Карпов и Вячеслав Бардыбахин. Мы им говорили: «Не провоцируйте сами, не поддавайтесь на провокации, вас будут выводить из себя». Так и получилось.

— Таких ребят можно перевоспитать? Или с ними бесполезно бороться, надо принимать их, какие они есть?

— В большинстве случаев, наверное, можно. Но, с другой стороны, существует русская поговорка — горбатого могила исправит.

— В вашей карьере были футболисты, кого вы наставили на путь истинный?

— Ну таких, как Балотелли не встречал. Могу привести в качестве примера Данила Карпова. Он очень эмоциональный, но в конце нашего сотрудничества взял себя в руки.

— За счёт чего это произошло?

— Повзрослел. Мы с тренерским штабом, надеюсь, на него тоже повлияли, да и команда, в целом. Футболист понимает, что если он чрезмерно даёт волю эмоциям, то может подвести не только меня, но и других ребят. Сам коллектив регулирует поведение всех игроков. Старшие товарищи могут поговорить с юными дарованиями по душам. Получается, в совокупности работа тренеров и опытных футболистов. Такая педагогика способна дать результат.

Два в одном

— Если говорить о педагогике, то, наверное, ваши учителя — известные специалисты. Вы и на пресс-конференциях часто упоминаете Хосепа Гвардиолу. Любимый тренер? Чем он вас зацепил?

— Из ныне работающих специалистов самые любимые — Гвардиола и Юрген Клопп. Гвардиола ставит самый комбинационный футбол в мире, а Клопп — самый быстрый. И я хотел бы соединить два этих стиля в один: и контроль мяча, и молниеносные прорывы.

— У вашей команды тоже яркий атакующий стиль. Однако в первой лиге уровень футбола в разы выше, чем во второй. Вы были явными лидерами, сейчас наверняка такого статуса не будет. Наступите ли на горло собственной песне, отступитесь от своей футбольной идентичности? Или и в новом турнире перед нами предстанет та же остро атакующая «Тюмень»?

— Хотелось бы не отступать. Но нет такого, что я ударил кулаком по столу и сказал: «Только вперёд». Всё зависит от обстоятельств. Умом понимаем, что, так, скорее всего, не получится. Во-первых, посмотрим, какая у нас будет команда, как укомплектуемся. Во-вторых, пока не представляю, каков сейчас уровень первой лиги. Надо будет два-три тура сыграть и понять, что мы можем. Если станет ясно, что в состоянии играть первым номером, то, конечно, будем это делать. Если нет, то станем проявлять тактическую гибкость. Будем отдавать инициативу при необходимости. Думаю, так точно произойдёт с вылетевшими из премьер-лиги «Торпедо» и «Химками». Иначе это приведёт к плачевному результату.

— Было ли что-то в игре команды, что вы изменили по сравнению с прошлым сезоном? Благодаря чему всё-таки вышли в первую лигу?

— Во-первых, хотели ещё больше владеть инициативой, мячом, выше прессинговать. Для этого нужно было сделать команду быстрее. Каким образом? Найти более скоростных футболистов не так легко. Потому пошли на другой шаг — омолодили коллектив. Например, в составе на последней домашней встрече против «Челябинска» у нас было шесть лимитчиков. Уверен, что у других фаворитов нашей группы такого и близко нет. Сознательно сделали упор на интенсивность, на высокий прессинг. Иногда работало, иногда — нет. Причём, практически безотказно это действовало в играх против лидеров (исключение — домашний поединок против омского «Иртыша» — 2:2), особенно во вторых таймах, когда мы дожимали соперников. Как следствие, счета 3:0, 4:0, 7:0. Имеем преимущество, переходные фазы, большие пространства. Это наша стихия. И потеряли много очков с командами, которые действовали от обороны. Они закрывались, свободных зон было мало. В позиционных атаках у нас возникали проблемы.

— Будете ли вы предпринимать какие-то шаги, чтобы быть эффективными против закрытых коллективов в первой лиге?

— Самой собой. Подпишем контракты с более высококачественными, индивидуально сильными футболистами.

Зовут Зазвонкина за практикой

— Остро стоит вопрос местных воспитанников. Сейчас стабильно играет только Александр Бем. В первой лиге нас ждёт такая же картина?

— К сожалению, случился провал. Нет качественных футболистов среди ребят 2002 и 2003-го годов рождения. Да, неплох Вячеслав Бардыбахин, но он в красноярском «Енисее». Среди парней 2004-го года выделяется вратарь Вячеслав Эргардт, но ему ещё рано играть в первой лиге. Конечно, мне хотелось бы, чтобы появлялось больше наших воспитанников, но мы не можем их вводить в состав искусственно.

— Есть способные ребята в дубле, командах ЮФЛ, кому сейчас по 15-16 лет?

— Да. Но существует одна проблема. Касается она не только нашего клуба. Многие талантливые парни из регионов уезжают в академии топ-брендов. Тот же Иван Зазвонкин — в московском «Динамо».

— Как решать эту проблему? Беседовать с родителями, убеждать их оставаться в Тюмени, давать какой-то стимул. Это же, во многом, от мам и пап футболистов зависит. Они же принимают решение, пока их ребёнок несовершеннолетний. Или это всё бесполезно?

— Нет, не бесполезно, если в городе будет команда премьер-лиги, как, например, «Урал» в Екатеринбурге. Или же крепкий коллектив первой лиги, который постоянно борется за попадание в стыковые матчи, например. Зачем куда-то уезжать в таком случае? Чем выше уровень команды, тем меньше покидают её собственные воспитанники. Давайте откровенно, ну уехал Зазвонкин в Москву, выступает за «Динамо-2». Что он пробьётся в первую команду? Большой вопрос. А у нас он сейчас, скорее всего, играл бы в основном составе.

— Пытались его вернуть?

— Да. Он не хочет, даже в первую лигу. Жаждет выступать в премьер-лиге, но надо реально смотреть на вещи. У бело-голубых на скамейке запасных сидят Макаров, Лесовой…

— Есть и пример Данила Карпова. Форвард в детстве тренировался в академии «Зенита», потом вернулся в «Тюмень», закрепился там и перешёл в итоге в «Краснодар».

— У каждого — своя голова на плечах. Мы, естественно, связывались с представителями Ивана. Говорили, пусть парень приезжает, дадим ему практику. По крайней мере, шансов на это намного больше, чем в «Динамо».

— Теперь от будущего к настоящему. Что с Антоном Кобялко? Это топ-форвард, по меркам второй лиги — точно. Но весной сдал. Возраст? Или есть какие-то другие причины?

— Есть, дело не в возрасте. Его преследовали травмы, он часто выходил на поле через боль. Нам, наверное, стоило его поберечь. Кобялко сам по себе такой человек, что никогда не отпросится, боец до мозга костей. Он постоянно тренировался, уже потом я начал его щадить, освобождать от каких-то занятий. Антон испытывал дискомфорт, но хотел играть, потому молчал. А мы на него рассчитывали, ставили постоянно в основу. В итоге всё это и наслоилось.

— Михаил Петров, вы тоже выделяете его как лидера. Это вообще нетипичный игрок. Центральных защитников такого роста в мировом футболе почти нет (данные Петрова — 178 см — К.Л.), исключение — Лисандро Мартинес (175 сантиметров). Как правило, его коллеги по амплуа значительно выше. Почему вам пришла в голову идея — осуществить такой эксперимент? Перевести Петрова из опорников в центральные защитники? В чём феномен Михаила?

— Необходимо было найти для него подходящее место на поле. Хотелось бы видеть более интенсивный футбол в исполнении Миши. На новой позиции требуется значительно меньше бегать, здесь он полезнее, чем в опорной зоне. Плюс, несмотря на невысокий рост, Михаил очень хорошо играет головой. Самое главное, Петров сделал качественный скачок в своей функциональной подготовке. Какой он пришёл к нам, и какой сейчас — два разных человека.

— За счёт чего это произошло?

— Много занимается в тренажёрном зале.

— На мой взгляд, за всё то время, что вы во главе ФК «Тюмень», наибольшего прогресса добились именно Петров и Евгений Болотов?

— Петров — сто процентов. Что касается Болотова, то хотелось бы, чтобы Евгений стал ещё более требовательным к себе.

Хороший человек тоже профессия?

— Со стороны создаётся впечатление, что в ФК «Тюмень» — настоящий мужской коллектив, без каких-то интриг, сплетен, лицемерия. Это главный принцип, чтобы ваши подопечные не только играли в футбол, но и царила дружеская атмосфера в коллективе?

— Да, мой принцип, я хочу, чтобы было именно так.

— Представьте ситуацию, есть у вас игрок, классный футболист, но, как человек — так себе, подленький, мерзкий. Что делать?

— Сложный вопрос, неоднозначный. Не знаю, я бы долго думал над тем, оставлять такого в коллективе или нет.

— Просто видно, что в «Тюмени» прекрасный микроклимат. Это же и влияние тренера, значит, наставник не пустил всё на самотёк?

— Мы над этим работаем. Пытаемся создать прекрасный коллектив, и людей подбираем под стать этой задаче. К примеру, если стоит выбор между двумя футболистами, отдадим предпочтение тому, кто похуже играет, но больше подходит нам по человеческим качествам.

— Проводите какие-то тренинги для улучшения обстановки?

— Нет, мне повезло с командой. Они сами всё делают. В начале сезона мы выезжаем все вместе на природу, чтобы познакомиться. А потом в этом уже нет необходимости. Опытные ребята регулируют отношения в команде, задают микроклимат. Потому и дорожу такими игроками. Это здорово, когда сочетается два в одном: замечательный футболист и хороший человек.

Константин Лубин, asnta.ru (https://asnta.ru/articles/glavnyy-trener-futbolnogo-kluba-tyumen-igor-menshchikov-zdorovo-kogda-sochetaetsya-dva-v-odnom-zamech_74403/)

Фото: Роман Фёдоров

 

 

7 июня 2023 17:17