Новости

«Могли пройти дальше на Кубке Азии». Хайлоев из сборной Таджикистана – о «Зените», «Тюмени» и России

Руслан Хайлоев – 20-летний выпускник академии «Зенита», для которого этот сезон стал переломным. Полузащитник сменил спортивное гражданство и сыграл на Кубке Азии в составе сборной Таджикистана, а также перешёл в «Тюмень», с которой весной будет бороться за выход в РПЛ. На турнире в Катаре Руслан дошёл до четвертьфинала, где Таджикистан уступил будущему финалисту – Иордании (0:1). После Кубка Хайлоев дал интервью Metaratings.

«Всегда хотел быть частью сборной России, но требовались перемены»


– Ты родился в Твери, а с 2019-го и до прошлого года был в системе «Зенита». Каким образом ты оказался в сборной Таджикистана?

– Когда я только оказался в академии «Зенита», мы с командой поехали на сборы в Турцию. Вдруг на тренировке я услышал знакомый акцент. Оказалось, что рядом занималась юношеская сборная Таджикистана. Случайно разговорились, назвал своё имя. В ответ услышал: «Хайлоев? Так мы тебя давно знаем, нам про тебя рассказывали». Вскоре меня пригласили на сборы юношеской сборной Таджикистана. Я тогда уже тренировался в академии «Зенита», поэтому не мог принять гражданство, иначе считался бы легионером. Я им корректно ответил, что на данный момент не могу рассматривать этот вариант, но при этом не стал окончательно отказываться от предложения.

– Как ты связан с Таджикистаном?

– У меня мама – русская, а папа из Таджикистана. Все остальные родственники по его линии – тоже. Я каждое лето ездил туда и жил у бабушки с дедушкой.

– Ты советовался с отцом перед тем, как сменить спортивное гражданство?

– У нас в мыслях всегда был такой вариант в качестве запасного. Представители сборной Таджикистана долго вели со мной переговоры и, когда время пришло, то мы с отцом пришли к решению, что нужны какие-то перемены. Мне хотелось попробовать что-то новое. На тот момент я выступал за «Зенит-2». Мы написали представителям сборной Таджикистана. Они ответили, что будут очень рады видеть меня. Сборная и федерация очень мне помогли.

– У Кузяева отец тоже из Таджикистана, но Далер – игрок сборной России. Когда был ребёнком, мечтал выступать за сборную России?

– Конечно, я ведь большую часть жизни пробыл в России, вырос здесь. Мы равнялись на игроков сборной России, всегда смотрели матчи. Всегда хотелось быть частью этой команды и представлять её.

– Зато со сборной Таджикистана уже есть первые успехи. Расскажи про Петара Шегрта – тренера национальной команды. Что это за специалист?

– До сборной Таджикистана я его не знал. Мы познакомились на моих первых сборах в Малайзии. Шегрт – тренер-психолог, душа команды. Он очень сильно заводит своих футболистов. У него хорошие тренерские качества.

– Какие были ожидания от сборной Таджикистана перед началом Кубка Азии?

– Было большое давление из-за того, что мы выступали на Кубке Азии впервые в истории. Первоначальной задачей было выйти из группы. Приехав туда и сыграв два-три матча, мы уже понимали, что можно двигаться дальше, поверили в себя. Благодаря тому, что команда сплотилась, мы стали друг другу братьями и прошли так далеко. Могли бы пройти и дальше, я уверен.

– Насколько комфортными были условия для тренировок и проживания?

– Это вообще мечта. Было приятно тренироваться и играть в таких условиях. Поля в Катаре – просто ковёр. Я думал, что там искусственные поля, а оказалось, что они натуральные – они были просто идеальными. А это только тренировочные. Про игровые и говорить нечего. Вообще никаких проблем не было. Не зря чемпионат мира там проводили.

– В группе вы сыграли вничью с Китаем, уступили Катару и победили Ливан. Кто из соперников тебя особенно удивил?

– Я думаю, что Катар был самым симпатичным. Мы играли с ними на равных. Считаю, что их гол незаслуженно засчитали, потому что был фол. Конечно, в Катаре более технически сильные футболисты. Тот же Акрам Афиф – топ-игрок, так что Катар произвёл сильное впечатление.

«Каждый игрок сборной Таджикистана индивидуально силён и потянул бы уровень РПЛ»


– В 1/8 финала вы попали на Объединённые Арабские Эмираты. Казалось, что вы должны были побеждать в основное время, но игра затянулась до серии пенальти.

– Обе команды хотели победить, поэтому игра была трудной. Моменты были и у нас, и у них. Конечно, мы могли выигрывать в основное время, но, слава богу, что смогли обыграть их по пенальти. Главное было пройти дальше.

– Матч с Иорданией – драма, в которой всё решил один гол. Что не получилось в игре с будущим финалистом Кубка Азии?

– Получилась равная игра, у нас тоже были большие шансы на победу. Наверное, из-за того, что это был наш дебютный турнир, под конец мы психологически просели и нам не хватило опыта больших турниров.

– Узбекистан вообще был в двух ударах от полуфинала, но им не повезло в серии пенальти с Катаром. Насколько в сборной Таджикистана следили за успехами соседей? Было ли какое-то заочное соперничество, кто пройдет дальше?

– Нет, соперничества не было. Оно бы имело место быть, если бы мы встретились в финале. Мы следили за Узбекистаном и поддерживали ребят, потому что они наши братья. Мы были очень рады их победам и хотели, чтобы они прошли как можно дальше, но случилось так, как случилось.

– Когда сборная России в 2022 году сыграла вничью с Таджикистаном и Узбекистаном, все считали, что это провал для российской команды. На твой взгляд, теперь мнение об уровне этих сборных будет другим?

– Я думаю, что и на тот момент Таджикистан не был слабым соперником, а с того времени сборная глобально не изменилась. Была та же самая команда, но тогда нас считали слабым соперником. Думаю, что сейчас всё изменится – не просто же так мы дошли до 1/4 финала Кубка Азии?

– Последние два года в России велась дискуссия о переходе в АФК. Если представить, что сборная стала участником Кубка Азии, на что бы она могла рассчитывать?

– Сборная России могла бы рассчитывать на ту же 1/4 финала, как и Таджикистан с Узбекистаном, потому что на Кубке Азии представлены топовые сборные, вроде Японии, Кореи и Ирана, которые и на чемпионате мира боролись за высокие места. Думаю, что Россия смогла бы пройти до четвертьфинала или даже до полуфинала.

– Рустам Ятимов – одно из главных открытий турнира. Его в интервью Metaratings тренер вратарей сборной России Виталий Кафанов назвал лучшим голкипером турнира. Сам Рустам говорил, что он хочет вернуться в Россию, ведь родился и начинал карьеру в Нижнем Новгороде. Расскажи поподробнее о нём.

– С Рустамом мы тоже познакомились только в сборной. У нас с ним одинаковые ситуации, потому что у него тоже папа из Таджикистана и русская мама. Во время нахождения в сборной он всегда подбадривал меня, постоянно помогал. Как игрок он очень спокойный. Рустам и в жизни такой простой парень. Заметно, что это очень сильно помогает ему на поле. Думаю, что за счет спокойствия у него многое получается в роли вратаря.

– На твой взгляд, он бы потянул сейчас уровень Премьер-лиги?

– Спокойно. Даже не сомневаюсь в этом.

– Кто ещё из сборной Таджикистана смог бы заиграть в РПЛ?

– Думаю, что каждого из моих партнеров можно взять в РПЛ, если честно. Каждый из сборной Таджикистана индивидуально силен и потянул бы этот уровень. Очень быстрый крайний нападающий Амадони Камолов, два форварда Рустам Соиров и Шахром Самиев смогли бы пригодиться российским клубам. Я могу всех перечислить, потому что каждый игрок подходит.

«Если бы в «Зените» давали больше шансов воспитанникам, то топовых выпускников было бы гораздо больше»


– Как из Твери ты попал в академию «Зенита»?

– У нас проходил юношеский турнир в Крымске – туда пробились 16 лучших команд со всей России. Впервые за много лет «Тверь» вышла в финальную стадию. Тогда родители приехали меня поддержать. Со слов моего отца, к нему подсел мужчина и, указав на меня, спросил: «Кто этот парень? Где его родители?» К великому совпадению рядом оказался именно мой папа. Меня заметил селекционер академии Сергей Ломакин, который сильно мне помог и которому я очень благодарен. Он сказал мне, что теперь я в «Зените».

– Сколько лет тебе тогда было?

– 15 лет.

– Что было дальше? Ты переехал в Петербург?

– После турнира дали отдохнуть три дня, а мне с Крымска до Твери два дня на поезде ехать. Я сказал, что у меня не получится так быстро добраться до Питера. Еще состав «Зенита» моего года улетел на турнир в Бельгию, поэтому это все ещё сильнее затянулось. Я чуть позже приехал на просмотр, а спустя несколько дней сказали собирать документы, потому что меня берут.

– Где ты жил в Петербурге?

– До молодёжки я жил в интернате вместе с Давидом Бязровым. Потом вместе с ним переехали в съёмную квартиру.

– Тебе довелось поиграть за «Зенит» в Юношеской лиге УЕФА против «Челси» и «Ювентуса». Насколько уровень российских юношей отличался от англичан и итальянцев?

– Если посмотреть на наши результаты, мы ни в чём не уступали. Ни в чём. Опять же, наверное, всё зависит от головы – на поле мы были слабее психологически. Мы выходили играть против «Челси» и «Ювентуса» со страхом. Это очень мешало на поле. Мы могли выигрывать эти матчи и цепляться за победу, но мы боялись команд такого уровня. Это сильно давило на нас психологически. Давление присутствует на любом матче, а тут Лига чемпионов и «Челси». Если справиться с такой проблемой, то можно очень хорошо выступать на серьёзных турнирах.

– Кто сейчас из твоих бывших одноклубников по «Зениту» на виду? У кого, помимо тебя, получилось пробиться во взрослый футбол?

– Ярослав Михайлов в «Оренбурге», Влад Саусь ушел в аренду в «Шинник», Давид Бязров и Женя Ким в «Зените-2». Эти ребята выделяются.

– Доводилось ли тебе тренироваться с первой командой «Зенита»?

– Да, разок успел потренироваться.

– Как это было? Кто удивил из основного состава?

– Это как раз было под конец моего этапа в «Зените». Пару человек вызвали из «двойки», основная команда проводила восстановительную тренировку после игры. Меня очень удивил Мантуан – он очень техничный и быстрый. Как же он носился по полю. Думаю, в будущем станет топом.

– Удалось пообщаться с Сергеем Семаком?

– На тренировке Семак что-то объяснял и подсказывал как тренер, но лично поговорить не удалось.

– Насколько безнадёжным тебе казалось попасть из молодежки в основной состав «Зенита», учитывая, что сейчас в команде воспитанникам доверяют меньше из-за большого количества бразильцев?

– Знаете, вера в себя и в бога всегда есть. Всё возможно в этой жизни, но при этом важно смотреть правде в глаза. Я не имею ничего против большого количества бразильцев в команде, но, если бы в «Зените» давали больше шансов воспитанникам, то топовых выпускников было бы гораздо больше. Молодёжка в Петербурге очень сильная, команда каждый год в призах. Правда, при этом почти никто не доходит до основного состава.

– Очень интересно твоё мнение по ситуации с Круговым. Он воспитанник «Зенита», который мог бы хоть каждый сезон побеждать в РПЛ в составе родной команды. Но со следующего сезона станет игроком ЦСКА. Клуба, который давно по-настоящему на чемпионство не претендовал. В чём мотивация такого перехода?

– Я могу понять Кругового как футболиста. Человек хочет играть, почему бы и нет? Мы не знаем всей ситуации, и что происходило внутри «Зенита», но субъективно я его понимаю. Если у футболиста больше игрового времени и практики, то у него больше шансов попасть в сборную своей страны.

– Кругового в знак наказания перевели в «Зенит-2» на остаток сезона. Это адекватное решение клуба?

– Они могли вообще не дать ему играть и тренироваться, а таким образом он хотя бы поддерживает форму. Конечно, «Зенит-2» послабее основной команды, но хотя бы Круговой останется в тонусе.

– У тебя осталась мечта вернуться в «Зенит» уже в статусе игрока исключительно стартового состава?

– Это как доказать что-то клубу, который во мне не увидел перспективу. Я же хочу играть там, где мне будет хорошо и с точки зрения футбола, и с точки зрения жизни. Я предпочту такую команду. Если ситуация так сложится и будет предложение вернуться обратно, то я в первую очередь буду это обсуждать с родителями и близкими людьми, которые ведут мои дела.

«В «Тюмени» собрались те, кто не пробились в топ-клубы РПЛ, и те, кто голодны до побед»


– «Тюмень» еще в прошлом сезоне выступала во Второй лиге, а теперь претендует на выход в РПЛ. В чём секрет такого прогресса?

– Тренер-мотиватор Игорь Меньщиков и сплоченность команды. Это и есть ключ к успеху. Моя история в «Тюмени» только начинается. Когда я приехал в клуб осенью 2023-го, то у меня были проблемы с документами из-за статуса легионера. К тому же я часто улетал играть за сборную. Сейчас меня официально внесли в заявку на остаток сезона, и очень надеюсь, что помогу команде решить турнирные задачи.

– Верно ли утверждение, что в среднем у «Тюмени» достаточно молодой состав для Первой лиги, ребята 20–25 лет, выпускники лучших академий России?

– В команде собрались те, кто не пробились в топ-клубы РПЛ по каким-то причинам и те, кто голодны до побед. Команда сплотилась и стремится вперед.

– Тебе только предстоит весной дебют в Первой лиге, но уже по тренировкам понятно, что тяжело рубиться против опытных мужиков там?

– С первой тренировки я почувствовал, что это, наоборот, помогает и закаляет футболиста. Ты станешь быстрее, прибавишь и в техническом, и в физическом плане, если против тебя играют более опытные футболисты. Футбольное мышление гораздо быстрее начинает работать.

– Вопрос по твоей позиции. Ты можешь быть и «десяткой», и «бокс-ту-боксом», и опорником. Где тебе комфортнее всего? Ты больше атакующий футболист или все-таки оборонительный?

– Что мне скажет тренер, то я и сделаю. Я могу быть и опорником, и «десяткой», и «четверкой», и «шестеркой». В академии меня всегда ставили «восьмеркой» – оттуда у меня появились навыки обороны и нападения. Я думаю, что я везде могу играть.

– Кто сейчас лидер раздевалки «Тюмени»? Кто в критический момент ведет команду за собой?

– Когда я только пришел в «Тюмень», то душой команды был Антон Кобялко, но он ушел в «Новосибирск». Сейчас наш лидер раздевалки – это Денис Самойлов. Ещё у него отличное чувство юмора.

– Кто из твоих партнёров смог бы сейчас усилить клуб РПЛ?

– После такого сезона до меня доходили слухи, что чуть ли не каждого футболиста собираются забрать. Ребята уже интересны всем. Мне кажется, каждый из «Тюмени» мог бы заиграть в РПЛ. Кого-то выделить не смогу.

– Твой партнёр по команде Виталий Шитов говорил в интервью Metaratings, что из «Крыльев Советов» к нему проявляли интерес. Он бы заиграл в Самаре?

– Конечно. Виталий смог бы заиграть, как и его брат. Они бы вместе организовывали там хорошие атаки.

– В каких аспектах нужно прибавить «Тюмени» к весне, чтобы выйти в Премьер-лигу по итогам сезона?

– Да нечего прибавлять, клуб и так идет в ведущей четвёрке. Мы изначально были уверены в своих силах, а сейчас этой уверенности стало еще больше. Будем играть с позиции фаворитов, а не аутсайдеров – это плюс для наших будущих результатов.

– Насколько для тебя важно выгрызть место в стартовом составе «Тюмени» этой весной?

– Для меня этот сезон стал переломным: я сменил спортивное гражданство, приехал в новый клуб, уехал из дома. Считаю «Зенит» своим домом, потому что я там вырос. Ставлю перед собой самые высокие цели, хочу пробиться в стартовый состав и помочь команде выйти в РПЛ. Со сборной Таджикистана стремлюсь пробиться на ЧМ-2026.

 

Юрий АЛЕМАНОВ, metaratings.ru

07 февраля 2024 14:20